Тревожные расстройства и страхи распространены среди детей и подростков. Однако некоторые дети испытывают подавляющее чувство страха, а другие не могут перестать думать о стрессовых ситуациях. Тревожные расстройства поддаются лечению.
Содержание
- Симптомы тревожного расстройства
- Типы тревожных расстройств у детей
- Лечение тревожного расстройства у детей
Симптомы тревожного расстройства
Многие дети испытывают обычные опасения в определенных ситуациях, идет ли речь о предстоящем тестировании в школе или грозе. Другие не могут перестать думать об этих явлениях и сопутствующих им страхах. Никакая уверенность, кажется, не поможет. Эти дети могут «зацикливаться» на своих беспокойных мыслях и с трудом выполнять обычные повседневные функции, такие как ходить в школу, играть, спать или пробовать что-то новое.
«Зацикленность», когда она начинает мешать повседневному функционированию, является ключевым моментом. Это то, что отделяет нормальные периодические заботы детства от тревожного расстройства, требующего профессионального вмешательства.
Все проблемы, связанные с беспокойством, имеют 4 общие черты:
- Тревожность часто является необъяснимым страхом или озабоченностью, которые мешают ребенку или подростку наслаждаться жизнью, выполнять свои повседневные обязанности или делать то, что от него ожидают.
- Тревога часто так же необъяснима для ребенка, как и для родителей.
- Тревожность не уменьшается под действием логических объяснений, поскольку симптомы тревоги часто противоречат логике.
- Проблема беспокойства может быть решена.
Существует множество различных типов тревожных расстройств, но все они вызывают серьезные проблемы и снижают уровень работоспособности у детей и подростков. Некоторые распространенные симптомы тревоги включают в себя:
- человек чувствует себя встревоженным или «на грани»;
- беспочвенные или нереалистичные страхи;
- неприятности, связанные с разлукой с родителями;
- нарушение сна;
- навязчивые мысли и/или навязчивое поведение;
- дрожь, потливость, одышка, боли в животе, головные боли и/или напряжение мышц, другие физические симптомы.
Часто ребенок или подросток чувствует, что эти симптомы находятся вне его контроля, что лишь усугубляет проблему.
Типы тревожных расстройств
Общее тревожное расстройство — чрезмерное беспокойство и/или опасение по поводу ряда событий или действий. Эти чувства почти всегда вызваны не одной конкретной проблемой. Напротив, беспокойство всплывает в более обобщенном виде, от одной темы к другой.
Некоторые примеры включают: страх неудачи или плохой работы, беспокойство о безопасности ребенка и/или семьи;о грозах или войнах;о том, что обо мне подумают другие; опасения по поводу новых ситуаций или встречи с новыми людьми.
Фобии — узко специфические и исключительные страхи. Ребенок или подросток нормально себя чувствует до тех пор, пока не столкнется со страшным объектом, событием или ситуацией. Некоторые примеры включают в себя боязнь жуков, высоты или полета в самолете.
Тревожное расстройство разлуки — чрезмерное беспокойство и страх ребенка или подростка о том, что он может оказаться вдали от своих родителей. Дети с тревожным расстройством из-за разлуки с семьей часто опасаются, что их родителям будет нанесен вред или они не вернутся к ним, как было обещано. Тревожное расстройство сепарации часто наблюдается у дошкольников, а также у детей старшего возраста вследствие стрессовых жизненных ситуаций.
Обсессивно-компульсивное расстройство — состояние, включающее навязчивые мысли и идеи.
Одержимость — повторяющиеся мысли, импульсы или изображения, которые трудно поддаются контролю и вызывают значительные страдания. Навязчивые идеи/действия — это поведение ребенка (например, мытье рук, проверка, переделывание и т. д.) для того, чтобы облегчить страдания.
Некоторые примеры навязчиво-компульсивного расстройства могут включать чрезмерную озабоченность по поводу микробов или счастливого/невезучего числа.
Паническое расстройство характеризуется дискретными и интенсивными периодами тревоги, которые происходят неожиданно, без предупреждения и не всегда связаны с конкретным местом или ситуацией.
При паническом расстройстве часто нет никаких предвещающих факторов, поэтому сложнее предсказать, когда оно может произойти. Дети с паническими симптомами могут испытывать сильную тревогу, затрудненное дыхание, чувствовать, будто все вокруг к ним приближается; могут испытывать чувство надвигающейся гибели.
Посттравматическое стрессовое расстройство — интенсивное повторное переживание травматического события посредством тревожных воспоминаний, снов и/или ассоциаций (например, вещей или ситуаций, напоминающих ребенку или подростку о травмирующем событии).
Некоторые примеры включают свидетельство или переживание стихийного бедствия, попадание в серьезную автомобильную аварию или свидетельство насильственного преступления.
Отказ от лечения может иметь серьезные негативные последствия для развития и самооценки вашего ребенка. Оставленные без внимания тревожные расстройства могут ухудшать семейные отношения, влиять на успеваемость в школе и социальную адаптацию, а также приводить к более серьезным психическим и физическим проблемам для ребенка в будущем.
Лечение тревожных расстройств у детей
Тревожные расстройства вызваны сочетанием жизненных событий, наследственности, темперамента и биохимических факторов. В некотором смысле они похожи на аллергию: мы можем достаточно легко идентифицировать проблему, но только посредством тщательной оценки — выявить и эффективно устранить причины и обстоятельства, вызывающие тревожные расстройства, а также основные мысли и поведение, которые подпитывают тревогу.
При тревожных расстройствах может помочь комбинированный подход к лечению с использованием когнитивно-поведенческой терапии, семейной терапии и/или медикаментозного лечения, основанного на индивидуальных потребностях ребенка или подростка. Зачастую дети и подростки не инициируют процесс обращения за помощью и нуждаются в поддержке и руководстве со стороны своих семей.
Общий подход к лечению тревожного расстройства включает в себя:
Оценка: Первый шаг к успешному лечению начинается со всестороннего обследования Вашего ребенка. Эта оценка будет включать в себя:
- Анализ текущих симптомов и проблем, их продолжительности и интенсивности.
- Подробное изучение развития и биографии вашего ребенка.
- Прошлую медицинскую и психиатрическую историю.
- Важное семейное прошлое, а также семейно-психиатрическая история болезни.
- Тест на психическое состояние.
Родители и опекуны включаются в процесс оценки для получения исходной информации и истории болезни, а также участия в планировании лечения.
Лечение: В рамках оценки психиатр или психолог обсудит индивидуальный план лечения вашего ребенка. Он может включать в себя сочетание следующих элементов:
- когнитивно-поведенческая терапия для вашего ребенка;
- лекарства;
- семейная терапия;
- обучение и поддержка родителей.
Роль родителей и опекунов в лечении ребенка крайне важна. Семьи помогают укрепить необходимые навыки преодоления трудностей в тот момент, когда тревога их ребенка наиболее высока.
Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом о ситуации с вашим ребенком. Если вы не уверены в том, подходит ли вам оценка, медицинский работник может поговорить с вами о ваших проблемах и помочь решить, что делать.